Loading...

Volume 10 • Выпуск 102 • Март 2016

DorogaRoad
Trucker Digest • Для Тех, Кто За Рулем • Журнал издается с 2007 года

Агрессия на дороге. В чем причина?

Автор: nationalgeographic.com english

Стрельба, которую устроил водитель в Мичигане, показывает как мало мы знаем о том, как влияет на человека процесс вождения

"Двигаясь в потоке, мы стараемся оставаться людьми", - пишет журналист Том Вандербилт о влиянии вождения на человеческий мозг.

Одинокий мужчина, едущий на машине по тихому ночному городу, обстреливает игровую площадку, автосалон и парковку у выезда на трассу. История стрельбы в американском городе Каламазу, штат Мичиган больше походит на сценарий кинофильма, нежели на громкое преступление. Может быть еще и из-за того, что стрелявший работал профессиональным водителем. Образ таксиста-убийцы навевает нам некие интуитивные чувства, так как наша культура поклонения автомобилям уже давно ассоциируется с жестокостью.

Текущий номер журнала. Обложка.
Обложка текущего номера журнала "ДорогаRoad"

Всему этому есть логическое объяснение. Исследования показывают, что вождение изменяет человеческое мышление. В своей книге «Трафик» (Traffic), Том Вандербилт резюмирует психологические исследования на тему того, что случается с человеком за рулем. Находясь за рулем, мы в каком-то смысле обретаем анонимность и лишаемся привычных нам социальных установок, которых ожидаем от окружающих. Мы начинаем видеть других людей исключительно как обьекты. Порой нас нередко охватывает паранойя и мы начинаем реагировать на происходящее вокруг агрессивно.

Как же влияет процесс вождения на профессиональных водителей? Это как раз та тема, которую никому не хочется обсуждать, не смотря на то, что особенности работы водителей усложняются, что еще больше усиливает их склонность к агрессивному поведению.

Джейсон Брайан Далтон, устроивший стрельбу в Каламазу работал водителем в популярном сервисе Uber. Информация эта присутствовала в каждом выпуске новостей об этом инциденте, но никто не задумался о том, что бы это могло значить. На случившееся Uber отреагировал оперативно, и стал сотрудничать со следствием. Однако, в результате расследования никаких проблем с психическим здоровьем у подозреваемого выявлено не было.

Uber позиционирует себя как "логистическую" компанию. Это значит, что ее инфраструктура больше напоминает службу доставки, нежели такси. По факту – клиент Uber арендует авто с водителем под любые свои нужды. Водители здесь как шестеренки работающего механизма. Как уже многие отмечали, водители Uber не являются сотрудниками компании, они – фрилансеры, «свободные художники». Они не только отвергли такие традиционные выгоды официального трудоустройства, как медицинская страховка, компенсации и стабильная зарплата, они также не имеют права голоса, что было доказано провалившимся протестом водителей Uber в Нью-Йорке против снижения тарифов на 15 процентов. Таксисты также предпочитают подрабатывать частным извозом, однако каждый из них имеет право голоса в профзоюзе.

DorogaRoad is proud to partner with DAT to offer a special on the 3sixty Express load board to our clients. 3sixty Express is powered by the DAT Load Board network - the industry's leading load board, with over 68 Million loads and trucks annually

Uber – часть нового явления "гигантской экономики", но ровно по такой же модели "катится вниз" и траковая отрасль. Со времен прекращения ее регулирования в 1980 году, отрасль перешла преимущественно от модели трудоустройства штатных водителей к модели сотрудничества с наемными водителями (фрилансерами), предполагающей оплату за количество пройденных миль взамен фиксированной. В то же время траковая отрасль стремительно развивалась. В результате реальные доходы резко возросшего количества водителей почти сразу упали на 40%. Сегодня количество тракеров на дороге куда большее, чем когда-либо, маршруты стали длинее, работа – тяжелее, оплата и выгоды – меньше. Один аналитик как-то назвал работу тракера "каторгой на колесах".

В 2008 году ФБР было создано новое подразделение по расследованию серийных убийств на хайвеях. В частности данная инициатива затрагивает нераскрытые убийства. Подразделение ведет списки подозреваемых, большинство из которых, по их данным, являются водителями-дальнобойщиками. Работая над своей книгой об убийствах на хайвеях, я изучал 25 дел такеров, осужденных за серийные убийства, мне также довелось побывать на суде у 26-го такого подозреваемого. Мне было интересно, может ли многочасовое нахождение за рулем как-то психологически повлиять на водителя, однако совсем немногие берутся обсуждать эту тему. Я связался с группой ученых, проводивших исследование, при котором тракерам предлагалось работать в напряженных условиях до полного психологического изнеможения. Исследование проводилось в условиях таких раздражителей, как опасность дорог, изолированность от общества, страх перед насилием, неуважение, а также постоянная ограниченность во времени – все эти факторы типичны для работы тракеров, из-за чего им крайне сложно правильно питаться, хорошо спать и поддерживать себя в форме.

Но только не нужно рисовать тракеров умалишенными психопатами, этакими "беспредельщиками" на дороге. По данным Американской траковой ассоциации, каждый день на дорогах США находится около 3,5 млн тракеров, подавляющее большинство которых – трудолюбивые и законопослушные граждане. Но могут ли некоторые из них быть склонны к жестокости из-за изоляции и вышеупомянутой анонимности? Привлекают ли дороги преступников? И может ли стресс, связанный с работой, оказаться неподъемным для малой группы тракеров, склонных к насилию? Конечно, вопросы эти не совсем удобны и не совсем корректны, но задать их все же стоит, особенно сейчас. Поскольку ясно, что при существующей системе работы тракеров вкупе с растущими физическими и психологическими нагрузками в долгосрочной перспективе в выигрыше не окажутся ни водители, ни общество в целом.

Конечно, утверждать то, что работа в Uber заставила Джейсона Брайана Далтона потерять над собой контроль, было бы весьма опрометчивым, так же как и говорить, что из-за подобной работы учащаются случаи сексуальных домогательств и нападений на пассажиров. Но так как модель трудоустройства и Uber, и Lyft, и других сервисов во многом поворяет таковую в траковой отрасли, есть смысл говорить, что помимо пассажиров подобному риску подвергаются здоровье и жизни водителей. Вождение – дело напряженное. А как профессия – и того больше. А если учесть то, что она лишена стабильности, безопасности, контроля и товарищеской помощи, подумайте, многие ли бы ее вынесли?